Воскресенье
28.04.2024
23:40
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "ЦРР-детский сад "Теремок" с.Александровское
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

НОК

Госуслуги

Наш опрос
Считаете ли вы необходимым наличие сайта детского сада?
Всего ответов: 39

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Работа наших педагогов » Чуракова Вера Николаевна

Игры на развитие фонетико-фонематического слуха у детей дошкольного возраста

В  современной  педагогике  традиционно  считается,  что  овладение  ребенком  нормативной  фонетикой   языка  завершается  к  5-летнему  возрасту. Однако, по данным  отечественных  и  зарубежных  исследований, недостатки  произношения имеются  у  25-30%  детей  старшего  дошкольного возраста. В основном это  дети  с нарушениями  произношения  отдельных  звуков (фонетическими  нарушениями).  Стойкое  нарушение  звукопроизношения  может  повлечь  за  собой  ряд  серьезных  осложнений  и вызвать другие  дефекты устной  и письменной  речи.

Фонетико-фонематическое  недоразвитие - нарушение  процессов формирования  произносительной  системы родного  языка  у  детей  с  различными  речевыми  расстройствами, в  следствии  дефектов  восприятия  и  произношения  фонем.

Наиболее  эффективной  формой  занятия  для  детей  с  ФФН является  сюжетно-игровая.

Сюжетно-игровая организация  занятий  более  целесообразна. Она  соответствует  детским  психофизическим   данным, так  как  в  игре максимально  реализуются  потенциальные возможности  детей.  Игровая  основа   занятия позволяет  ребенку  быстрее отвлечься от деятельности  группы  и  включится  в  логопедическое  занятие  или   любое  другое.

Сюжетно-игровая  организация  сохраняет  здоровье  ребенка (психологическое  и  физическое.) позволяет добиться  качественных   результатов, повышает  работоспособность  детей (уменьшает  сроки  коррекции), позволяет  сохранять  позитивный  настрой  на  дальнейшую   работу. Речь  -  явление  социальное  и   служит   средством  общения  людей  друг  с  другом. Благодаря  речи   ребенок  познает  мир, накапливает  знания, овладевает  нормами  поведения.

Предпосылкой  для  формирования  речи  является  эмоциональное  общение,  которое  устанавливается  между  взрослым и ребенком  на  самых  ранних этапах.

В  установлении  этого  общения  большая  роль  принадлежит  зрению, слуху, осязанию малыша, которые  быстро  совершенствуются.  На  третьем  месяце  жизни у  ребенка  уже  появляется  опыт  общения, он  оживляется,  когда  видит  мать, двигает  руками  и ногами, выражает свое  удовольствие  звуками  типа   -Э-, -АА-,  -ГА-, -ГЫ-, -КХЫ-.   Это  означает,  что  он вступил  в  стадию  гуления.    Чуть  позже  он начнет лепетать,  а  к  пяти  месяцам  будет   пытаться  подражать  звукам,  с шести – начнет  воспринимать  определенные  звукосочетания  и  связывать  их с определенными предметами, действиями, с семи-восьми -  повторять  звуки  речи.   В  конце  первого  года  жизни  ребенок  может  различать  слова и фразы по  ритму  и  интонации.

При  помощи  слуха ребенок  воспринимает речь окружающих,  подражает  ей  и пробует   контролировать  свое  произношение.  Но  даже  при небольшом снижении  слуха  многие  согласные  звуки, окончания  слов, предлоги  воспринимаются  им  искаженно,  поэтому особенно  неблагоприятно  для   развития   речи   ребенка  снижение  слуха, возникшее в доречевом периоде  или  в  самом  начале  речевого  периода.

В  развитии  речи  и  звукопроизношении  важны  и зрительные  ощущения,  ведь  ребенок  следит   за  движениями языка  и губ говорящего, пытается  им подражать, повторять, речь же слепого от рождения ребенка развивается  с  задержкой.  Для овладения  правильным  произношением  необходимы  также и тактильные  ощущения, которые  возникают  у  ребенка  в результате  контакта   органов  артикуляционного  аппарата – языка, неба, губ, зубов.

Важны  и  кинестетические  ощущения,  или ощущения  движения,  возникающие от движения  органов  произношения, участвующих  в артикуляции. Если передача этих  ощущений от  переферии  к  мозгу  встречает   препятствия,  прерывается, то процесс овладения  речью нарушается.

Для  того,  чтобы  звуки   речи  произносились  правильно, органы  артикуляционного  аппарата – язык,  губы, мягкое небо, нижняя челюсть – должны быть  достаточно  подвижными, ведь именно от точности   и объема произносительных  движений  зависит  качество  произношения  звука речи.   Существуют и неподвижные  органы   артикуляции – полость  носа, твердое  небо, задняя стенка глотки.  Артикуляционные  органы для  образования  различных  согласных  звуков  могут  касаться  друг  друга, приближаться друг  другу,  образовывать щели  и  смычки,   через   которые  проходит  воздушная  струя, необходимая   для  производства  звуков  речи.  Ротовая  полость  меняет    величину  и форму  благодаря  подвижности  артикуляторов  и  работе гортани.

Первая и очень  полезная  тренировка  произносительных  органов – губ, языка, мягкого  неба, происходит  во  время  кормления, когда ребенок  захватывает  губами  и  языком  сосок  материнской  груди,  засасывает  молоко и глотает  его.   При  этом  активизируется  кончик  языка  очень  важная  часть  для  произношения  звуков, активизируется  также смыкание   губ  и движения мягкого  неба. Кроме   того,  артикуляционная  зона  закрепляется  в  переднем отделе  полости  рта – главном  месте  произношения  звуков  речи.

Но  самая  главная  тренировка  артикуляционных органов, конечно, ведется  при  попытках  издавать  речевые  и рече-подобные   звуки,  а  также  звуковые   комплексы. Ребенок  как  будто  приноравливается  к звукам, пробует их на вкус,  запоминает  ощущения  при  произнесении  разных   звуков.

Но для образования  звуков  речи  одного  артикуляционного аппарата   недостаточно – только взаимодействие  дыхательного, голосового, резонаторного  и  артикуляционно – резонаторного  аппаратов  помогает ребенку  научится  звукопроизношению.

Дыхательный  отдел (легкие,  бронхи, диафрагма, трахея, гортань )  обеспечивает силу звучания голоса; голосовой  ( гортань  с голосовыми  связками и мышцами ) отвечает  за высоту и тембр  голоса; артикуляционно-резонаторный   отдел  обеспечивает  образование звуков  и  усиление  или ослабление  добавочных  тонов, придающих  голосу  звонкость и подвижность.  Все эти   процессы  регулируются  центральной  нервной  системой.

Голосовые  и  эмоциональные  реакции  ребенка  активизируются  в  общении  со  взрослым,  в  игре.  Взрослый  должен  создать  специальные  условия  для  развития  понимания  речи,  активизации  речевого  аппарата,  приучить    ребенка  пользоваться словами, вызывать  потребность   говорить  правильно  и  четко; к тому  же речь  взрослого  является  объектом  для  подражания, а потому  он должен  следить   за  тем, как  он  говорит.

Категория: Чуракова Вера Николаевна | Добавил: Гельверт (26.04.2014)
Просмотров: 630 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск