В современной педагогике традиционно считается, что овладение ребенком нормативной фонетикой языка завершается к 5-летнему возрасту. Однако, по данным отечественных и зарубежных исследований, недостатки произношения имеются у 25-30% детей старшего дошкольного возраста. В основном это дети с нарушениями произношения отдельных звуков (фонетическими нарушениями). Стойкое нарушение звукопроизношения может повлечь за собой ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, в следствии дефектов восприятия и произношения фонем.
Наиболее эффективной формой занятия для детей с ФФН является сюжетно-игровая.
Сюжетно-игровая организация занятий более целесообразна. Она соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игровая основа занятия позволяет ребенку быстрее отвлечься от деятельности группы и включится в логопедическое занятие или любое другое.
Сюжетно-игровая организация сохраняет здоровье ребенка (психологическое и физическое.) позволяет добиться качественных результатов, повышает работоспособность детей (уменьшает сроки коррекции), позволяет сохранять позитивный настрой на дальнейшую работу. Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.
Предпосылкой для формирования речи является эмоциональное общение, которое устанавливается между взрослым и ребенком на самых ранних этапах.
В установлении этого общения большая роль принадлежит зрению, слуху, осязанию малыша, которые быстро совершенствуются. На третьем месяце жизни у ребенка уже появляется опыт общения, он оживляется, когда видит мать, двигает руками и ногами, выражает свое удовольствие звуками типа -Э-, -АА-, -ГА-, -ГЫ-, -КХЫ-. Это означает, что он вступил в стадию гуления. Чуть позже он начнет лепетать, а к пяти месяцам будет пытаться подражать звукам, с шести – начнет воспринимать определенные звукосочетания и связывать их с определенными предметами, действиями, с семи-восьми - повторять звуки речи. В конце первого года жизни ребенок может различать слова и фразы по ритму и интонации.
При помощи слуха ребенок воспринимает речь окружающих, подражает ей и пробует контролировать свое произношение. Но даже при небольшом снижении слуха многие согласные звуки, окончания слов, предлоги воспринимаются им искаженно, поэтому особенно неблагоприятно для развития речи ребенка снижение слуха, возникшее в доречевом периоде или в самом начале речевого периода.
В развитии речи и звукопроизношении важны и зрительные ощущения, ведь ребенок следит за движениями языка и губ говорящего, пытается им подражать, повторять, речь же слепого от рождения ребенка развивается с задержкой. Для овладения правильным произношением необходимы также и тактильные ощущения, которые возникают у ребенка в результате контакта органов артикуляционного аппарата – языка, неба, губ, зубов.
Важны и кинестетические ощущения, или ощущения движения, возникающие от движения органов произношения, участвующих в артикуляции. Если передача этих ощущений от переферии к мозгу встречает препятствия, прерывается, то процесс овладения речью нарушается.
Для того, чтобы звуки речи произносились правильно, органы артикуляционного аппарата – язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть – должны быть достаточно подвижными, ведь именно от точности и объема произносительных движений зависит качество произношения звука речи. Существуют и неподвижные органы артикуляции – полость носа, твердое небо, задняя стенка глотки. Артикуляционные органы для образования различных согласных звуков могут касаться друг друга, приближаться друг другу, образовывать щели и смычки, через которые проходит воздушная струя, необходимая для производства звуков речи. Ротовая полость меняет величину и форму благодаря подвижности артикуляторов и работе гортани.
Первая и очень полезная тренировка произносительных органов – губ, языка, мягкого неба, происходит во время кормления, когда ребенок захватывает губами и языком сосок материнской груди, засасывает молоко и глотает его. При этом активизируется кончик языка очень важная часть для произношения звуков, активизируется также смыкание губ и движения мягкого неба. Кроме того, артикуляционная зона закрепляется в переднем отделе полости рта – главном месте произношения звуков речи.
Но самая главная тренировка артикуляционных органов, конечно, ведется при попытках издавать речевые и рече-подобные звуки, а также звуковые комплексы. Ребенок как будто приноравливается к звукам, пробует их на вкус, запоминает ощущения при произнесении разных звуков.
Но для образования звуков речи одного артикуляционного аппарата недостаточно – только взаимодействие дыхательного, голосового, резонаторного и артикуляционно – резонаторного аппаратов помогает ребенку научится звукопроизношению.
Дыхательный отдел (легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань ) обеспечивает силу звучания голоса; голосовой ( гортань с голосовыми связками и мышцами ) отвечает за высоту и тембр голоса; артикуляционно-резонаторный отдел обеспечивает образование звуков и усиление или ослабление добавочных тонов, придающих голосу звонкость и подвижность. Все эти процессы регулируются центральной нервной системой.
Голосовые и эмоциональные реакции ребенка активизируются в общении со взрослым, в игре. Взрослый должен создать специальные условия для развития понимания речи, активизации речевого аппарата, приучить ребенка пользоваться словами, вызывать потребность говорить правильно и четко; к тому же речь взрослого является объектом для подражания, а потому он должен следить за тем, как он говорит. |