Пояснительная записка
Театр - это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей представляет театрализованная деятельность.
Сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, – все обрастает массой проблем. Да, в наше время, время стрессов, резких взлетов и ещё белее резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка, нарушая развитие всех психических процессов (воображение, память, внимание). Эти нарушения отрицательно воздействуют на развитие творческих способностей, чем и обусловлена актуальность данной программы.
Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся в коллективе, видеть красоту, сочувствовать.
Используя театрализованное творчество, позволяет воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Развивать у ребенка психические процессы (внимание, память, воображение), эмоционально-волевую сферу ребенка.
Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями детей, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей, проведению экскурсий по ознакомлению с театром в РДК, в Дом детского творчества.
Новизна данной программы заключается в том, что драматизация сказок, стихов, театральные игры, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр упражнений и техник используемых в кружковой деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек , методики релаксационного характера, а так же сочинение сказок, историй разные формы художественной экспрессии.
Театрализованные игры включают в себя: беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, укрепляют традиции народных праздников.
Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.
Основная цель программы - развитие сценического творчества детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр и театральных представлений
Задачи программы:
Образовательные задачи:
-познакомить детей с различными видами театра.
-познакомить детей со способами передачи выразительности образа (мимика, жесты, артикуляция, пантомима, звукоподражание).
- учить разыгрывать спектакли по знакомым произведениям, используя выразительные средства.
- формировать эмоционально- насыщенную речь, активизировать словарь; развивать правильное речевое дыхание.
- формировать положительное отношение к героям, которых они играют.
Развивающие задачи:
-развивать способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в игре.
-развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу детей.
-развивать инициативу и самостоятельность в театральных играх.
-развивать интерес к театральной деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать артистические качества, раскрытие творческого потенциала.
- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества
- воспитывать желание заниматься в коллективе, оказывать посильную помощь друг другу.
Данная программа интегрирует со следующими образовательными областями:
№
|
Образовательная область
|
Раздел
|
Где реализуется
|
1.
|
Художественно – эстетическое развитие.
|
1.«Изодеятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
2.«Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.
3.«Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
|
Работа в центре изодеятельности.
Работа в центре музыки, прослушивание музыкальных произведений в группе; развлечения, праздники.
Чтение художественной литературы в центре «Почитай-ка».
На занятиях кружка.
Постановка спектаклей.
|
2.
|
Речевое развитие.
|
Развитие речи, где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.
|
В ходе работы в центрах, репетиции кружка.
|
3.
|
Социально – коммуникативное развитие.
|
Знакомство с социумом.
|
Экскурсии в театральную студию в РДК.
|
4.
|
Познавательное развитие.
|
Ознакомление с окружающим, где дети знакомятся с бытом русского народа, культурой. Что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
|
Экскурсии в музей.
|
Реализация программы:
В реализации дополнительной программы участвуют дети от 4 до 7 лет.
Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю.
Продолжительность в средней группе- 20 минут.
В старшей группе – 25 минут.
В подготовительной группе- 30 минут.
Принципы программы:
- Принцип систематичности и последовательности – весь материал должен быть систематизирован и последовательным.
- Принцип доступности – весь материал должен быть доступен детям.
- Принцип наглядности обучения- вся работа строится на наглядности.
- Принцип интегрированного подхода – работа должна строится на интеграции разных областей.
- Принцип воспитывающего и развивающего обучения- материал используемый на занятиях должен давать детям определенные знания и воспитывать разные личностные качества.
Средства реализации программы:
- Специально организованная кружковая деятельность проводится 1 раз в неделю, согласно перспективно- тематическому планированию.
- Организация развивающей среды, способствующей развитию творческого воображения, эстетического вкуса.
- Работа с родителями: вовлечение родителей в совместные постановки спектаклей, помощь в изготовлении костюмов, декораций.
- Диагностика: разработаны критерии диагностики по усвоению программных задач.
Методы реализации программы.
Практические
|
Словесные
|
Наглядные
|
Разучивание этюдов,
Упражнения на артикуляцию,
Разучивание ролей,
Упражнения на развитие речевого дыхания,
Работа над средствами выразительности,
Работа в творческих мастерских.
|
Беседы,
Чтение художественной литературы,
Использование художественного слова,
Сюжетно-ролевые игры,
Дидактические игры,
Развлечения, праздники.
|
Рассматривание иллюстраций,
Просмотр видеофильмов,
Рассматривание костюмов.
|
Ожидаемые результаты
1.Устойчивый интерес к театрализованной деятельности
2.Умение следить за развитием сюжета
3.Сформированность образно-выразительных движений (мимика, имитация, интонационная выразительность, сочетание речи и движений)
4.Умение различать эмоциональные состояния героев
5.Умение свободно ориентироваться на сценической площадке
6.Перенос литературных образов в самостоятельную деятельность
Диагностика:
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
Литература:
1.Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998г.
2.Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. – М.: 1983г.
3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: 1991г.
4.Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям. Театр и образование: Сборник научных трудов. – М.: 1992г.
5.Сорокина М.Ф. «Театрализованные игры дошкольников»
6.Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»
7.Баряева Л., Вечканова Л,«Театрализованные игры-занятия»
8.М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.
.9.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.
10.Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.
|