Одной из самых распространенных причин нарушения произношения звуков является недостаточная сформированность артикуляционных движений, движений произносительных органов, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Классический пример таких нарушений -картавость, - когда ребенок произносит звук -р- не при помощи языка, а вибрацией части мягкого неба – языка. В таких случаях вместо нужного звука произносится звук, который в фонетической системе родного языка отсутствует.
Бывает так, что звук вообще не произносится, а просто отсутствует в речи, вместо -рыба- ребенок говорит -ыба.-
И наконец, если у ребенка недостаточно развит фонематический слух (слух на звуки, то в его речи могут наблюдаться замены, так, например, произнося вместо слова шуба слово -суба- , ребенок не слышит разницы между этими двумя звуками.
Иногда у ребенка присутствуют в речи и искаженное произношение, и замены звуков, и их отсутствие. Это самые тяжелые нарушения, исправления которых требует длительной кропотливой работы.
Очень часто причиной нарушения звукопроизношения становится какой либо дефект строения артикуляционного аппарата, как активных органов, которые во время речи двигаются, так и пассивных, которые остаются неподвижными (твердое небо, зубы , носовая полость.)
Некоторые звуки могут произносятся неправильно из-за нарушения строения губ, челюстей.
Если есть дефект в строении челюстей, то может наблюдаться нарушение прикуса, когда верхняя челюсть слишком выдается вперед или нижняя выступает впереди верхней. Это может привести к нарушению различных звуков: -С-, -З-, -Ц-, -ТЬ-. И других. Часто встречаемый дефект - укорочение уздечки языка. Это обычно приводит к ограничению подвижности языка главного артикулятора. Короткая уздечка способствует также нарушению роста нижних передних зубов, тянет их кзади, вследствии чего зубы становятся углом.
Иногда причиной нарушения звуков является увеличение языка в объеме или наоборот, слишком маленький его размер, а также неправильная форма языка.
Поскольку для произношения очень важен объем ротовой полости - резонатора , в котором происходит образование большинства звуков, то для правильного произношения, важно , чтобы ребенок достаточно широко открывал рот, а также активно и полноценно двигал челюстью Если рот слишком маленький, а нижняя челюсть малоподвижны, то звуки ослабляются, звучат нечетко.
На произношение звуков -Н-, -М- и их мягких пар влияет и состояние носовой полости, которая также является резонатором.
Нарушение произношения звуков может быть вызвано также снижением слуха. Даже небольшое снижение слуха затрудняет слуховой контроль за речью, а вследствии тугоухости нарушения звукопроизношения бывают самыми разными, особенно это касается свистящих, шипящих, звонких и глухих, мягких и твердых звуков.
Порой ребенок перенимает манеру неправильного произношения от младших сверстников или от кого-то из взрослых, имеющих дефекты речи. Поэтому воспитатели должны сделать свою речь образцом и по произношению, и по темпу, и по содержанию. Ведь если воспитатель говорит торопливо , нечетко , да еще с дефектами произношения,- чего же ждать от ребенка, который вам подражает во всем? Кроме того, необходимо обращать внимание на то, как говорит ваш ребенок, чтобы нарушения произношения можно было вовремя исправить.
Опасным для правильного произношения может являться и билингвизм - использование для общения в семье двух, а то и более языков. |