«Природа хочет,
чтобы дети были детьми прежде,
чем быть взрослыми»
Ж.-Ж. Руссо.
В соответствии с действующим законодательством федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет требования к организации образовательного процесса, которые основаны на следующих принципах: Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Сотрудничество с семьей.
Стоит обратить внимание на тот факт, что реализация образовательной программы происходит в течение всего времени пребывания детей в дошкольной организации, в том числе и в режимных моментах.
Применение технологии группового сбора в утренний отрезок времени обеспечивает связь между академическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в семье, детском саду, школе, в профессии, в жизни общества.
2.Цели и задачи утреннего сбора
- установление комфортного социально - психологического климата в детском коллективе;
- создание условий для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
- развитие навыков культурного общения, (приветствия, комплименты и т. п.), планирования собственной деятельности и т. п., умения объяснять словами свое эмоциональное состояние;
- развитие умения формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения и делать выбор из личного опыта наиболее значимых, интересных событий, рассказывать о них кратко, последовательно и логично. Что же представляет собой групповой сбор?
Групповой сбор или утренний круг это время, когда мы собираемся вместе.
Утренний сбор для наших детей - это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Нам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых нами к профессиональному педагогическому мастерству – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность. Во время группового сбора формируются ключевые компетентности ребенка:
Коммуникативная:
Социальная;
Информационная;
Деятельностная;
Здоровьесберегающая.
Утренний сбор состоит из четырех основных этапов, которые мы используем в своей деятельности:
Приветствия;
Обмена информацией;
Групповой деятельности;
Ежедневных новостей.
Утренний сбор мы начинаем с приветствия, которое адресовано каждому, кто находится в круге и служит средством организации детей. Здесь мы используем самые разнообразные формы, методы и приемы, и как пример:
* сначала садятся в круг мальчики, а затем между ними занимают
места девочки (или наоборот);
* или сначала садятся дети в красной одежде, потом в синей одежде и так далее;
* или мальчик выбирает себе девочку, в пару и садятся рядом в круг.
После этого пускаем по кругу рукопожатие «здравствуй» – т.е. пожимаем руку сидящего рядом ребёнка, он после этого пожимает руку своему соседу и так до тех пор, пока приветствие не вернётся обратно к воспитателю.
Также стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры которые создают эмоционально - положительный настрой на весь день. В группе имеется картотека с играми - приветствиями например «Давай поздороваемся», «Опиши друга», «Настроение» и прочее.
Далее следует обмен информацией – это второй этап утреннего сбора, основной темой являются «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, домашними событиями, удачами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Например: Милана и Максим участвовали в конкурсе бальных танцев и заняли первое место. Они поделились своими достижениями с детьми группы, в свою очередь дети приняли активное участие в обсуждении, задавали вопросы и комментировали услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. А если время ограничено, используем некоторые хитрости, например: сегодня достижениями или событиями предыдущего дня делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно предлагаем детям самим решать, кто будет сегодня рассказывать о событиях и достижениях.
Следующий этап утреннего сбора – это групповая деятельность.
на этом этапе проводятся игры. Сбор проходит быстро, легко, по - деловому. Поэтому мы стараемся не превращать игры в учебные действия, используя при этом разнообразные
- пальчиковые игры («Домик», «Кошка и мышка», «Гроза»);
- словесные игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Найди рифму», «Закончи предложение»);
- игры-фантазии («Творческая ошибка», «Оживление предметов», «Конструирование загадки»);
- игры-цепочки и т.д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.
- Игры-шутки.
- артикуляционная гимнастика и др. Важно понимать, что игры должны быть для детей интересными и привлекательными по содержанию.
Ежедневные новости – четвертый этап утреннего сбора – настраивает детей на активное общение между собой. В ходе этого этапа мы сообщаем воспитанникам информацию:
- о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды;
- особом событии – дне рождения одного (или нескольких) воспитанников.
- о плане деятельности на текущий день. В ходе этой работы сообщаем детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагаем подумать и решить чем они будут заниматься сегодня.
Таким образом, утренний сбор – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас.
У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом. Необходимо помнить, что детский сад - это дом для детей, они здесь хозяева, основные жильцы, и с их мнением нельзя не считаться.
|