1. В рамках регионального компонента знакомить детей с разными видами семейных традиций народов села Александровского.
2. На основе структурного подхода (ТРИЗ-РТВ) познакомить детей генеалогическим деревом семьи Ивановой Арины с целью формирования понятия о семейной принадлежности.
3. Упражнять детей в создании коллекций фотографий и рассказывании об их содержании.
4. Прививать любовь к чтению фольклорных произведений (легенд, сказаний, былин) с целью формирования представлений о народной культуре, ценностях.
5. Развивать коммуникативные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе презентации.
Словарная работа:
Введение в словарь понятий «семья, традиция, легенда».
Активизация прилагательных: дружная, сплоченная, заботливая, многодетная.
Интеграция образовательных областей:
познание
коммуникация
социализация
чтение художественной литературы
Предварительная работа:
1. Выставка-конкурс генеалогических деревьев.
2. Выпуск сборника семейных рецептов национальной кухни.
3. Сбор коллекций:
а) «Заглянем в бабушкин сундук»
(старинные предметы домашнего обихода, утварь, посуда, игрушки, монеты, открытки и т. п.)
б) «Страницы семейного фотоальбома»
(старые, старинные фотоснимки)
4. Пополнение портфолио рассказами о своей семье, увлечениях, традициях.
Предметы и материалы:
-портфолио детей
-альбом с фотографиями
-сундучок с предметами-символами
-иллюстрации села Александровского
Ход занятия:
(в группе стульчики стоят по кругу, на столике в центре сундучок и атрибуты, необходимые для презентаций детей)
Воспитатель:
-Ребята, я хочу пригласить вас на посиделки. Вы знаете, что это такое?
(варианты детей)
- Издавна на Руси было принято устраивать посиделки, чтобы поделиться новостями, горестями и радостями, да чтобы просто скоротать время в приятной компании. И я знаю, что вы тоже пришли сегодня не с пустыми руками. Рассаживайтесь удобнее, чтобы поделится друг с другом и с нашими гостями своими семейными традициями.
(дети садятся на стульчики)
Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, связанные теплыми чувствами, интересами и, конечно же, – традициями.
Мы с вами проделали большую работу: брали интервью у бабушек, заглядывали в сундучок с семейными ценностями, листали страницы фотоальбома и слушали рассказы старших о близких родственниках, чтобы узнать – что такое «семейные традиции», из чего они складываются и почему все члены семьи так ими дорожат.
(воспитатель открывает сундучок)
Воспитатель:
-Ребята, в этом сундучке – символы ваших семейных традиций.
(воспитатель достает деревце)
-Одна из старейших традиций в наших семьях - узнавать свои корни, составлять родословную, генеалогическое дерево. Вы тоже вместе с родителями составляли родословную своих семей. У многих ребят не по одному десятку имен на дереве.
-Кто положил деревце?
(Арина читает рассказ о своей семье, демонстрирует плакат с родословной)
-Спасибо, Арина, за интересный рассказ. Думаю, эта традиция прочно вошла в вашу жизнь, и когда-нибудь ты передашь её своим детям.
(воспитатель достает фото)
- Как вы думаете, почему фото лежит здесь, с какой традицией это связано?
Дети:
-С традицией хранить семейные фотографии.
Воспитатель:
-Традиция это очень важная. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях жизни. Кто хочет рассказать о своем фотоальбоме?
(рассказ Савелия по фотографии)
-Молодцы, ребята, а теперь я достаю следующий предмет.
(воспитатель достает значок)
-Ребята, что дается каждому человеку при рождении?
Дети:
-Имя
Воспитатель:
-Правильно. Издавна на Руси существовала традиция называть ребенка по церковным книгам, в честь небесного покровителя, святого или же давалось модное на данный момент имя, либо в честь кого-то из членов семьи. Ребята, кто хочет рассказать о своем имени?
(Рассказ Любы Б. о своем имени)
Воспитатель:
-Давайте, поиграем. Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют… »
Игра «Продолжи цепочку»
Воспитатель:
-В жизни каждого человека есть вещи, которые ему дороги, потому что связаны с какими-либо событиями. И вот человека уже нет, а вещь остаётся. И мы продолжаем её хранить. Многие из вас принесли из дома вещи, которые хранятся в ваших семейных хранилищах и хранят память о дорогих людях. Это очень хорошая традиция - передавать по наследству семейную реликвию. Кто узнал свою ценность?
(воспитатель достает ложку, рассказ Иры С.о дедушке)
Воспитатель:
-Давайте поблагодарим Иру за интересный рассказ о его дедушке.
Воспитатель:
- К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники.
Ребята, а какие семейные праздники принято отмечать в вашей семье?
(дети отвечают: новый год, день рождения, пасха, масленица, годовщина свадьбы родителей и т. д.)
Воспитатель достает праздничный колпачок:
- Как вы думаете, на каком празднике побывал этот колпачок?
Дети: - День рождения!
Воспитатель:
- Правильно. Алёна, расскажи как в вашей семье празднуется день рождения. (выступление Алёны)
-Алёна, давай поиграем с ребятами так, как это происходит на твой день рождения. Ты будешь надувать мыльные пузыри, а ребята будут загадывать желания и стараться их как можно больше поймать.
(звучит музыка, ребята играют)
- Одна из самых распространенных русских традиций - это застолье. За общим столом собираются гости, родственники, а хозяева угощают их различными кушаньями. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь. Из ягод - клюква, морошка, брусника, из напитков - квас. Время идет, вкусы людей меняются, а традиция готовить семейные блюда остается. Ребята, кто расскажет о своем семейном блюде?
(воспитатель достает фартук, рассказ Насти К., демонстрация книжки-малышки)
- Есть и другие интересные традиции: как проводить отпуск, свободное время. Кто-то ходит в гости, театры, музеи. Другие смотрят телевизор, читают книги. А есть семьи, которые все свободное время проводят в движении, путешествуя с рюкзаком и песней.
(воспитатель достает консервы «Завтрак туриста»)
- Ребята, кто положил в наш сундучок этот неотъемлемый атрибут каждого туриста?
Олеся - Это мои консервы!
(рассказ Олеси о традиции путешествовать, показ фотографий, камешков, ракушек)
Воспитатель:
- Спасибо, Олеся. Мы вместе с тобой сейчас будто побывали в лесу, на море. Надеемся, что эта замечательная традиция будет в вашей семье только крепнуть и развиваться.
(Олеся садится на место)
- С незапамятных времен особым почетом на Руси пользовались сказители (те, кто красиво рассказывал сказки, истории, легенды). Вы знаете, что такое легенда?
(ответы детей)
- Давайте заглянем в словарь. Легенда – это фантастический рассказ, о каком либо событии, герое. Наша поволжская земля славится своими легендами, и я знаю, что в семье одного из нас существует замечательная традиция совместного прочтения книг, в том числе и с легендами.
(воспитатель достает книгу, Софья поднимает руку)
- Мама Софьи не просто читает книги своим детям, она пишет стихи. Софья, прочти нам стихотворенье об Александровском..
(Софья читает стихотворение, показывает рисунки)
- Спасибо. Должна сказать, что Софья тоже пробует свои силы в рифмовке текстов. Думаю, в скором времени она прочтет нам собственные стихи
(воспитатель обращает внимание на все предметы из сундучка, лежащие на столе)
- Вот с каким количеством замечательных семейных традиций мы с вами сегодня познакомились. Для чего же они нужны?
Дети:
- Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
Воспитатель:
-А теперь я предлагаю вам оценить выступления ваших товарищей.
(дети высказывают своё мнение)
- Мне кажется, что каждый из вас постарался на славу, и будет вполне справедливо наградить всех.
(воспитатель достает из сундучка памятные медали, вручает их детям)
- В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
- Я надеюсь, что вы будете следовать вашим семейным традициям, чтить их, бережно хранить для своих потомков.
- Гостеприимство тоже является нашей общей традицией. Я предлагаю вам позвать своих товарищей на чаепитие, а я, с вашего позволения, приглашу наших гостей в общий зал.
|